Последствия катастрофы нефтеналивных судов в Керченском проливе в ноябре 2007 г


В результате шторма 11 ноября 2007 г. в Керченском проливе произошло массовое кораблекрушение и загрязнение акватории нефтепродуктами и серой (рис. 8.17), эти события вызвали огромный общественный резонанс в нашей стране и за рубежом.

Кораблекрушения судов в зоне якорных стоянок в Керченском проливе 11 ноября 2007 г. (Матишов и др., 2008в)
Рис. 8.17.Кораблекрушения судов в зоне якорных стоянок в Керченском проливе 11 ноября 2007 г. (Матишов и др., 2008в )

Качественную и независимую оценку последствий кораблекрушений провели специалисты Южного научного центра РАН (рис. 8.18). В период с 13 ноября 2007 г. по 25 февраля 2008 г. проведено 8 комплексных экспедиций, в которых принимали участие более 30 научных сотрудников: океанологи, гидробиологи, гидрохимики, специалисты по планктону и бентосу, ихтиологи, орнитологи, морские геологи, специалисты по математическому моделированию гидрофизических процессов. В результате работ были составлены поисковоразведочные карты экологической ситуации и последствий аварийных разливов нефтепродуктов в Керченском проливе по состоянию на первые дни после катастрофы ( Матишов и др., 2007а, 2008в, д).

Выбросы смеси мазута, морских трав, раковин бентоса на косах Керченского пролива после сильного шторма (по состоянию на 13–14 ноября 2007 г.)
(Матишов и др., 2008в)
Рис. 8.18.Выбросы смеси мазута, морских трав, раковин бентоса на косах Керченского пролива после сильного шторма (по состоянию на 13–14 ноября 2007 г.) (Матишов и др., 2008в )

Под действием ветра и течений разлившийся мазут дрейфовал в направлении Азовского моря, некоторая часть мазута осела на дно. В результате штормового волнения мазут вместе с водорослями и морскими травами (зостерой, рдестами, хетоморфой, харой, тростником обыкновенным и др.) прибивало и выбрасывало на берег. Основной «удар» нефтяного загрязнения пришелся на южные части косы Тузла и о. Тузла, косу Чушка. После шторма здесь были отмечены валы из смеси водорослей, трав, мазута, ракуши (рис. 8.18; 8.19). На песчаных пляжах после шторма повсеместно отмечались антропогенные образования из туго сплетенных комков мазута, травы, мусора. Водная растительность сыграла положительную роль в очистке акватории от мазута и нефтепродуктов – макрофиты выполнили функцию естественного сорбента. Небольшие озера и водоемы были частично заполнены мазутом и нефтяной пленкой. Размеры таких ловушек от 10 до 100 м в диаметре (рис. 8.20).

Загрязнение нефтепродуктами побережья
Рис. 8.19.Загрязнение нефтепродуктами побережья
Небольшие озера, временные водоемы, внутренние лиманы на острове Тузла – ловушки мазута и нефтепродуктов (Матишов и др., 2008в)
Рис. 8.20. Небольшие озера, временные водоемы, внутренние лиманы на острове Тузла – ловушки мазута и нефтепродуктов (Матишов и др., 2008в )

На поверхности моря в Керченском проливе мазут встречался в виде отдельных небольших сгустков, переплетенных с водорослями, нефтяной пленки (рис. 8.21). По мере приближения к берегу под действием волн плотность загрязнения увеличивалась, мазут и водоросли сбивались в сплошные полосы, дрейфующие вдоль и в направлении берега. С каждым последующим штормом выбросы замазученных макрофитов уменьшались.

 Виды загрязнений нефтепродуктами акватории Керченского пролива
Рис. 8.21. Виды загрязнений нефтепродуктами акватории Керченского пролива

Мазут был обнаружен на дне в проливе между о. Тузла и косой Тузла, а также на оконечности косы Чушка.

В осенне-зимний период штормовая погода усилила динамику водной среды и транспортировку материала. В результате нефтепродукты, выброшенные на берег в первые дни после катастрофы, аккумулировались под слоем песчаных наносов, намываемых во время штормов.

Картина распределения нефтепродуктов в морской воде напрямую связана с разливами мазута. В некоторых местах содержание нефтепродуктов в придонном слое увеличивалось, что связано с оседанием нефтепродуктов на дно. В дальнейшем возможно захоронение мазута в толще осадков с последующим переотложением и вторичным поступлением в водную толщу.

В декабре 2007 г. в прибрежных акваториях Керченского пролива и приГлава 8. Влияние человека на экосистему Азовского моря 262 легающих районах наблюдался бедный видовой состав ихтиофауны, представленный в основном бычковыми рыбами (рыжик, кругляк, мартовик). Многие живые организмы погибли в результате штормового выброса на берег и лишь впоследствии были загрязнены мазутом и другими нефтепродуктами.

Сотрудниками ЮНЦ РАН была сделана оценка смертности основных групп беспозвоночных животных. Относительно высокая смертность наблюдалась в прибрежной зоне (бокоплавы, голландский краб) кос Тузла, Чушка и в Таманском заливе. Сильно пострадали мидиевые обрастания на островах и волноломах, так как были полностью покрыты мазутом (рис. 8.22). Морские травы сильно загрязнены мазутом на мелководьях оконечностей кос Чушка и Тузла.

Пострадавшая от разлива мазута фауна (Матишов и др., 2008в)
Рис. 8.22.Пострадавшая от разлива мазута фауна (Матишов и др., 2008в )

Керченский пролив, заливы и лиманы Таманского полуострова являются традиционным местом зимовки многих видов птиц (Лебедева и др., 2001; 2002б). Всего на зимовках на акватории пролива, Таманского залива и прилегающей территории в 2007–2008 гг. отмечено 42 вида водоплавающих и околоводных видов птиц. В результате соприкосновения с мазутом многие птицы сразу погибали (рис. 8.23). У птиц были повреждены глаза, оперение, пищеварительный тракт

Массовая гибель птиц на косах Чушка и Тузла (Матишов и др., 2008в)
Рис. 8.23.Массовая гибель птиц на косах Чушка и Тузла (Матишов и др., 2008в )

Сроки аварии пришлись на пик массового пролета водоплавающих видов, таких как поганки, утки, лебеди и лысухи. Острова пролива служат местами колониального размножения больших бакланов, которые образуют здесь круглогодичные многотысячные скопления. В наибольшей степени в результате аварии пострадали лысуха, большая поганка, серощекая поганка, черношейная поганка, малая поганка и большой баклан. От мазута погибли и другие виды птиц, которые в этот период находились на акватории пролива и прилегающих территориях: хохлатый баклан, лебедь-шипун, кряква, чироксвистунок, красноголовая чернеть, хохотунья, фазан и сизый голубь, – однако число их было незначительно, обнаружены единичные погибшие особи этих видов.

Выброшенные в результате штормов на берег растения служат кормовым источником для многих видов птиц, питающихся семенами и беспозвоночными животными. Птицы погибали, кормясь в прибрежной полосе, покрытой слоем мазута, морских трав и водорослей. Испачканные мазутом птицы приобрели новые черты поведения. В естественных условиях поганки и лысухи основное время проводят на воде и здесь добывают корм. Из-за загрязненного оперения птицы не могли долгое время проводить в воде и вынуждены были искать корм на берегу. Так, с ноября 2007 г. по февраль 2008 г. отмечены птицы (лысухи и поганки), собирающие корм по берегам косы Чушка и вдоль автомобильной дороги (лысухи) пос. Ильич – порт Кавказ (рис. 8.24).

Изменение стереотипа поведения и питания водоплавающих птиц (Матишов и др., 2008в)
Рис. 8.24.Изменение стереотипа поведения и питания водоплавающих птиц (Матишов и др., 2008в )

Во всех экспедициях, проведенных с ноября 2007 г. по февраль 2008 г., не были обнаружены погибшими от загрязнения мазутом донные и пелагические виды рыб, дельфины.

Надо отдать должное тому, что в считанные дни была налажена эффективная очистка побережья от мазута. К работам по уборке замазученного грунта, растительности и погибших птиц были привлечены средства МЧС России, специализированные отряды «Экоспаса» из Москвы, Краснодара и Геленджика, военнослужащие МВД, железнодорожных и других родов войск, а также курсанты морской академии (г. Новороссийск), местное население, студенты, добровольцы (рис. 8.25–8.27).

Сбор мазута в береговой зоне
Рис. 8.25.Сбор мазута в береговой зоне
 Применение бонов в условиях спокойной погоды для локализации мазутных пятен в водоемах-«ловушках» (Матишов и др., 2008в)
Рис. 8.26. Применение бонов в условиях спокойной погоды для локализации мазутных пятен в водоемах-«ловушках»(Матишов и др., 2008в )
Места захоронения и утилизации грунта и биоты (Матишов и др., 2008в
Рис. 8.27.Места захоронения и утилизации грунта и биоты(Матишов и др., 2008в )

Для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации были использованы вертолеты, морские и маломерные суда, водолазные станции, плавкраны, самосвалы, автопогрузчики, тракторы, бульдозеры и специальные автомобили.

Одной из технологически нерешенных задач на сегодняшний день является очистка скальных берегов, галечных пляжей, волноломов.

После проведения экспедиционных исследований в ноябре 2007 г. на основании полученных данных и расчетов была составлена шкала загрязнения побережья нефтепродуктами (рис. 8.28) (Матишов и др., 2008в ). Предложена пятибалльная оценка состояния береговой зоны на основании степени загрязнения побережья и количества погибших от нефтепродуктов птиц на 100 м береговой линии. За нулевой уровень принято состояние побережья в районе ст. Голубицкая – пос. Пересыпь, при котором не отмечены выбросы мазута и погибшие птицы. При четырехбалльной оценке наблюдалось 100%-ное покрытие побережья мазутом, а плотность погибших птиц составила более 50 особей/100 м.

Шкала загрязнения побережья нефтепродуктами (Матишов и др., 2008в)
Рис. 8.28.Шкала загрязнения побережья нефтепродуктами (Матишов и др., 2008в )

Таким образом, постоянный экологический мониторинг в районе катастрофы, который проводит Южный научный центр РАН, позволяет объективно оценить последствия аварийных разливов нефтепродуктов. Экосистеме Керченского пролива и прилегающих акваторий нанесен значительный урон. В наибольшей степени пострадали птицы, количество погибших птиц составило около 12 тыс. особей в период с ноября 2007 г. по март 2008 г. При этом самыми уязвимыми стали массовые виды водоплавающих и околоводных видов птиц (Матишов и др., 2008в ).